Гарантийный срок — это время, в течение которого заказчик вправе заявить претензии по качеству выполненных работ выполнившему их лицу и требовать безвозмездного устранения
выявленных недостатков.
Закон не предусматривает четко установленного отрезка времени для гарантии.
Продолжительность в каждом отдельном случае различна и фиксируется в
следующих источниках:
- нормативных актах;
- деловых обычаях;
- в договоре на выполнение работ по согласованию сторон.
Если такого указания нет, то претензии относительно качества работ могут быть
заявлены в разумных временных пределах, но в пределах 2 лет со дня подписания акта
приема-передачи.
Правовое регулирование — ст. 722 и ч. 3 ст. 724 Гражданского кодекса РФ.
Правила исчисления гарантийного срока
Начало отсчета – момент приемки результата выполненных работ по акту.
Кроме того конкретный срок на оборудование может предусматривается в
ГОСТах, технических регламентах, отраслевых стандартах (Постановление
Арбитражного суда Центрального округа от 21.09.2021 по делу № А09-9767/2020).
Производитель оборудования имеет возможность предусмотреть различные
варианты начала отсчёта:
- в рабочих часах или периоде времени (например, 6 календарных месяцев, но
не более 150 рабочих часов эксплуатации); - временем совершения с оборудованием определенных действий (например, 12
месяцев со дня ввода в эксплуатацию); - в зависимости от условий транспортировки и хранения (например, 24
календарных месяца с момента отгрузки при условии соблюдения правил хранения) и
т.д.
Способы защиты прав заказчика
Требования к подрядчику перечислены в ст. 723 ГК РФ:
- безвозмездное устранение недостатков;
- соразмерное уменьшение цены;
- возмещение расходов, понесенных в связи с самостоятельным устранением
недостатков.
Заказчик вправе реализовать только один из вышеперечисленных способов
защиты (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.08.2014 по
делу № А39-4551/2013).
Возможно ли продление гарантийного периода?
Возможно продление гарантийного срока в случаях, когда заказчик не имел
возможности пользоваться результатом по вине подрядчика.
В этом случае его течение приостанавливается на период устранения
недостатков.
Пример из практики Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу №
А12-14650/2018: течение гарантии приостанавливается на время устранения
недостатков объекта капитального строительства, несмотря на подписание акта
приемки в эксплуатацию.
Что делать, если гарантийный срок истек, а результат работ не пригоден для
использования?
Подрядчик в этом случае откажет в требованиях и будет прав.
Но есть одно исключение.
Если гарантийный срок истекает или уже истек, заказчик в пределах 2-х лет
имеет право предъявить свои претензии относительно качества, если докажет,
что недостаток возник до передачи ему результата работ.
Требования в качеству устанавливаются в соглашении сторон, а при отсутствии
такого указания – качество должно соответствовать обычно предъявляемым
требованиям к подобного рода продукции.
В пределах действия гарантийного периода действует презумпция вины
подрядчика за выявленные дефекты, а бремя предоставления доказательств их
возникновения по обстоятельствам, за которые подрядчик не отвечает, возложена на
него самого.
Данный вывод подтвержден решением Арбитражного суда
Владимирской области от 24.08.2017 по делу № А11-186/2017.
За пределами периода обязанность доказывания факта нарушения обязательств
подрядчиком возлагается на заказчика.
Способы доказывания используются по выбору истца (экспертиза, обследование и прочее).
Особенности гарантийных обязательств в сфере госзакупок
Особые правила обеспечения обязательств предусмотрены в ФЗ-44. Способы –
внесение денежных средств либо независимые гарантии (введены с 01.01.2022 года
вместо банковских гарантий).
Выбор способа осуществляется поставщиком и зависит от времени
предоставления и величины обеспечения гарантии.
Внушительное количество арбитражных споров, связанных с ненадлежащим
качеством работ, свидетельствует о востребованности предпринимателями судебного
способа защиты своих прав и законных интересов.