Гарантийный срок — что это и кто его устанавливает?

Гарантийный срок — что это и кто его устанавливает?

гарантийный срок

Гарантийный срок — это время, в течение которого заказчик  вправе заявить претензии по качеству выполненных работ выполнившему их лицу и требовать безвозмездного устранения 
выявленных недостатков.

Закон не предусматривает четко установленного отрезка времени для гарантии. 

Продолжительность в каждом отдельном случае различна и фиксируется в 
следующих источниках:

  • нормативных актах;
  • деловых обычаях;
  • в договоре на выполнение работ по согласованию сторон.

Если такого указания нет, то претензии относительно качества работ могут быть 
заявлены в разумных временных пределах, но в пределах 2 лет со дня подписания акта 
приема-передачи.
Правовое регулирование — ст. 722 и ч. 3 ст. 724 Гражданского кодекса РФ.

Правила исчисления гарантийного срока

Начало отсчета – момент приемки результата выполненных работ по акту.
Кроме того конкретный срок на оборудование может предусматривается в 
ГОСТах, технических регламентах, отраслевых стандартах (Постановление 
Арбитражного суда Центрального округа от 21.09.2021 по делу № А09-9767/2020).

Производитель оборудования имеет возможность предусмотреть различные 
варианты начала отсчёта:

  • в рабочих часах  или периоде времени (например, 6 календарных месяцев, но 
    не более 150 рабочих часов эксплуатации);
  • временем совершения с оборудованием определенных действий (например, 12 
    месяцев со дня ввода в эксплуатацию);
  • в зависимости от условий транспортировки и хранения (например, 24 
    календарных месяца с момента отгрузки при условии соблюдения правил хранения) и 
    т.д.

Способы защиты прав заказчика

Требования к подрядчику перечислены в ст. 723 ГК РФ:

  • безвозмездное устранение недостатков;
  • соразмерное уменьшение цены;
  • возмещение расходов, понесенных в связи с самостоятельным устранением 
    недостатков.

Заказчик вправе реализовать только один из вышеперечисленных способов 
защиты (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.08.2014 по 
делу № А39-4551/2013).

Возможно ли продление гарантийного периода?

Возможно продление гарантийного срока в случаях, когда заказчик не имел
возможности пользоваться результатом по вине подрядчика.
В этом случае его течение приостанавливается на период устранения
недостатков.

Пример из практики Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу №
А12-14650/2018: течение гарантии приостанавливается на время устранения
недостатков объекта капитального строительства, несмотря на подписание акта
приемки в эксплуатацию.

Что делать, если гарантийный срок истек, а результат работ не пригоден для
использования?

Подрядчик в этом случае откажет в требованиях и будет прав.
Но есть одно исключение.
Если гарантийный срок истекает или уже истек, заказчик в пределах 2-х лет
имеет право предъявить свои претензии  относительно качества, если докажет,
что недостаток возник до передачи ему результата работ.

Требования в качеству устанавливаются в соглашении сторон, а при отсутствии 
такого указания – качество должно соответствовать обычно предъявляемым 
требованиям к подобного рода продукции.

В пределах действия гарантийного периода действует презумпция вины 
подрядчика за выявленные дефекты, а бремя предоставления доказательств их 
возникновения по обстоятельствам, за которые подрядчик не отвечает, возложена на 
него самого.

Данный вывод подтвержден решением Арбитражного суда 
Владимирской области от 24.08.2017 по делу № А11-186/2017.
За пределами периода обязанность доказывания факта нарушения обязательств 
подрядчиком возлагается на заказчика.
Способы доказывания используются по выбору истца (экспертиза, обследование и прочее).

Особенности гарантийных обязательств в сфере госзакупок

Особые правила обеспечения обязательств предусмотрены в ФЗ-44. Способы –
внесение денежных средств либо независимые гарантии (введены с 01.01.2022 года
вместо банковских гарантий).
Выбор способа осуществляется поставщиком и зависит от времени
предоставления и величины обеспечения гарантии.

Внушительное количество арбитражных споров, связанных с ненадлежащим
качеством работ, свидетельствует о востребованности предпринимателями судебного
способа защиты своих прав и законных интересов.

Заказать звонок
Открыть чат
Здравствуйте, мы на связи!
Диалог Эксперт
Пишите, мы отвечаем быстро!