Публикации

Налоговые риски 2020
Налоговые риски 2020

Налоговые риски 2020

Предпринимателям и руководителям бизнеса необходимо объективно оценивать налоговые риски при ведении деятельности.

В 2020 году внесены масштабные поправки в Налоговый кодекс, меняются правила применения налоговых режимов, ужесточается налоговое администрирование, усилен банковский контроль за финансовыми операциями.

Цель налоговых органов сделать невозможным применение схем незаконной оптимизации налогообложения и ухода от уплаты налогов.

Цель налоговиков сделать невозможной реализацию сомнительных схем в ведении деятельности, чтобы добиться добровольного отказа от их реализации.

Критерии самостоятельной оценки рисков содержаться в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (в ред. Приказов ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@,  от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@ )

Методы и инструменты банковского и налогового контроля и администрирования постоянно совершенствуются и дополняются. Фокус внимания налоговых органов в 2020 году направлен на несколько схем незаконной оптимизации налогообложения.

Искусственное дробление бизнеса

Это самый опасный для бизнеса прием оптимизации.  Не только крупным, но и малому бизнесу необходимо пересмотреть схемы оптимизации через аффилированные группы компаний и предпринимателей.   Размер доначислений налоговых платежей в таких схемах достаточно высок.

Необходимо учитывать взаимосвязь организаций и предпринимателей группы по следующим критериям:

– по учредителям, участникам, органам управления, единоличному исполнительному органу

– по адресу места ведения деятельности,

– по юридическому адресу,

– по уполномоченной бухгалтерии и ip адресу который используется для сдачи отчетности

После полного внедрения комплексной системы автоматизации органов учета записи актов гражданского состояния и интеграции ее с системами налоговых органов, налоговый контроль схемы оптимизации с дроблением бизнеса будет учитывать родственные связи руководителей и собственников бизнеса.

Серые зарплаты

ФНС продолжает борьбу с «серыми» зарплатами.  Продолжают действовать налоговые зарплатные комиссии, которые собираются совместно с представителями трудовой инспекции, пенсионного фонда, полиции, администраций муниципальных образований, прокуратуры и других.

Подготовка к усилению контроля в этой сфере уже проведена.

Внесены новые контрольные соотношения в отчетные формы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).  Средняя зарплата каждого работника сопоставляется со среднеотраслевой региональной величиной.

Работодатели, заработная плата которых ниже среднеотраслевой, попадут под контроль налоговых органов.

Внесены изменения в пункт 9 статьи 226 Налогового кодекса, допускающие, что если налоговой проверкой будет установлено неполное удержание и оплата налога на доход физических лиц, то долг по НДФЛ обязан заплатить работодатель.  С работника при этом НДФЛ не удерживается.

Новая норма специально введена для того, чтобы работники не боялись информировать контрольные органы о выплате «серых» зарплат.

Если налоговая проверка установит и докажет факт зарплаты «в конверте», работодателю придется заплатить не только страховые взносы, но и неудержанный с сотрудника НДФЛ с умышленно скрытых от налогов выплат.

ИП или самозанятые

Налоговые органы продолжат контроль компаний привлекающих индивидуальных предпринимателей для оказания услуг без деловой цели с неполно или некорректно составленными документами. Проверка может проводится на предмет реальности оказанных услуг или реализации товаров, аффилированности, умысла действий и получения необоснованной налоговой выгоды.

Попытки снизить налоговую нагрузку за счет перевода штатных сотрудников в статус самозанятых (плательщиков налога на профессиональный доход) также будут признаны схемами по уходу от налогообложения.  

Законодательно запрещено бывшим работодателям заключать договоры с самозанятыми в течение 2-х лет после окончания трудовой деятельности у данного работодателя.

Кроме того, в ТК РФ установлен прямой запрет на заключение договоров гражданско-правового характера, которые фактически регулируют трудовые отношения (ч. 2 ст. 15 ТК РФ).  Заключенный гражданско-правовой договор с самозанятым может быть переквалифицирован по инициативе налоговых органов в трудовой.

Переквалификация гражданско-правового договора в трудовой означает, что к отношениям сторон по договору применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ч. 4 ст. 11 ТК РФ)

Для организации работодателя такая переквалификация  гражданско-правового договора в трудовой автоматически влечет доначисление НДФЛ и страховых взносов.

Уже с ноября 2019 года компании стали получать приглашения на налоговые комиссии для дачи пояснений по договорным отношениям с самозанятыми.

В 2020 году к проверкам компаний, работающих с самозанятыми, подключится и Роструд.

С 1 января 2020 года налог на профессиональный доход вводится еще в 19 российских субъектах. С 11 июля 2020 года налоговый режим для самозанятых будет распространен и на остальные российские территории.

Борьба с «однодневками»

Налоговые органы продолжат выявлять налоговые разрывы по НДС и искать компании «однодневки» участвующие в схемах по уклонении от уплаты налогов. 

Задача налоговиков найти выгодоприобретателя, реальный бизнес который получил налоговую  выгоду, платёжеспособно и имеет реальные активы.

При этом не имеет значение насколько далеко от выгодоприобретателя находится налоговый разрыв. Число участников цепочки ухода от налогов не имеет значение.

Кроме того, продолжится актуализация сведений реестра о недостоверных данных, массовых адресах и «массовых подписантах».

Достоверность сведений о компании ФНС будет проверять как на этапе регистрации, так и после представления отчетности.

Руководители и участники недействующих или «фиктивных» организаций в течение трех последующих лет лишаются права создавать другие компании, приобретать доли в них или становиться руководителями.

С 1 сентября 2020 года ФНС займется расчисткой реестра индивидуальных предпринимателей. И сможет принудительно исключить ИП из ЕГРИП по двум основаниям:

  • Прошло 15 месяцев с даты окончания действия патента или в течение 15 месяцев ИП не сдавал отчетность.
  • За ИП числится задолженность по налогам. Исключенные из ЕГРИП граждане не смогут вновь стать ИП в течение трех последующих лет.

Маркировка товаров

Продолжится проект по масштабной маркировке товаров в рамках борьбы  контрафактными товарами.

С 1 января 2020 года будет обязательна маркировка всех лекарственных препаратов, с 1 июня 2020 года — маркировка готовой молочной продукции.

К 2024 году в России будет создана единая национальная система маркировки и прослеживания товаров.

Налоговые органы получат возможность отслеживать движение каждой единицы продукции, подлежащей обязательной маркировке.

Информационный ресурс «Маркировка» будет интегрирован с АСК НДС-2 и АСК «ККТ» для контроля в точках налоговых разрывов по НДС.

С 1 января 2020 года стартует система прослеживаемости импорта. Каждая единица товара, от пересечения границы до конечного потребителя, будет на контроле. «Серый» импорт исчезнет. Движение каждой единицы ввезенного товара будет под автоматизированным наблюдением.

Реорганизация 

Под пристальным вниманием налоговиков окажутся реорганизуемые компании на предмет восстановления НДС.  Если правопреемник реорганизованной компании применяет УСН или не платит НДС по другой допустимой законом причине, возможно доначисление сумм налога.

Внесенная в Налоговый кодекс новая норма о восстановлении НДС вступает в силу с 1 января 2020 года.

115-ФЗ и банковский контроль

В 2020 году банки продолжат контролировать операции клиентов.

Ситуация с блокировками счетов по 115-ФЗ становится еще более напряжённой.  Банковский контроль постоянно усиливается.

Госдума 07 июля 2020 г. приняла Постановление о принятии Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля» (проект № 582426-7).

Скорректировано содержание отдельных существующих операций, подлежащих обязательному контролю.

С 2021 года организации будут подавать отчет не об операциях с недвижимым имуществом (как сейчас), а о следующей операции с денежными средствами, осуществляемой в рамках сделки с недвижимостью: операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее. Это изменение коснется порядка составления сообщения в Росфинмониторинг в части распределения ролей участников операции с недвижимостью.

Из режима обязательного контроля выведено получение имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

Введены такие новые операции, подлежащие обязательному контролю, как:

– передача или выплата физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры;

– выплата, передача или предоставление физическому лицу выигрыша от участия в лотерее;

– операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее;

– операция почтового перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее;

– операция по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

«Под давлением» контролирующих органов

Продолжится «воздействие» на бизнес для побуждения его добровольно уточнить свои налоговые обязательства и заплатить налоги в бюджет.

Данная мера признана ФНС очень эффективной. Это простой и незатратный способ пополнения бюджета.

Массовое контрольно-предупредительное воздействие дает эффект. Налогоплательщики под давлением контролирующих органов во избежание налоговых проверок и долгих судебных разбирательств соглашаются доплатить налоги, даже в случае неоднозначности ошибок или неочевидности нарушений.

Не исключено, что сумма «добровольных» доплат скоро догонит начисления по результатам проверок.

Субсидиарная ответственность контролирующих лиц

ФНС продолжит взыскание долгов по налогам с контролирующих лиц в порядке субсидиарной ответственности.

Лица, принимающие решения, в результате которых бизнес пришел к банкротству могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам организации.  Контролирующими могут быть признаны не только руководитель компании, но и заместители, коммерческие и финансовые директора, учредители, бухгалтеры, юристы.

Судебная практика по привлечению к субсидиарной ответственности склоняется сторону защиты прав кредиторов, в ом числе и налоговых органов.

Стратегия защиты бизнеса

 Налоговая система в борьбе за налоговые поступления действует крайне жестко по отношению к малому бизнесу. Под удар карательной машины попадают и невиновные организации.

Присутствует   неоднозначное толкование правовых норм, сложные методики расчета налогов, злоупотребление своими полномочиями работников налоговой службы.

Чтобы избегать проблем, бизнес должен учитывать меняющееся законодательство и сложившуюся правоприменительную практику, понимать методы налогового контроля.

Просчитать все риски и построить правильную, доходную и безопасную модель ведения бизнеса:

  • Провести детальный анализ бизнес-процессов, проанализировать взаимодействие связанных организаций и ИП.
  • Предельно внимательно относиться к подготовке документов, регулирующих финансово-хозяйственные операции.
  • Пересмотреть схемы оптимизации налогообложения, отказаться от нелегальных и рискованных схем оптимизации.
  • Проявлять «добросовестность», «должную осмотрительность» при заключении сделок.
  • Выявлять, анализировать и предотвращать налоговые риски.
  • Инициировать проведение налогового аудита.
Оцените материал:
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в telegram
Telegram
Закрыть меню
Бесплатная консультация