Документ, который часто называют контрольно-надзорным кодексом, 1 июля 2021 года вступит в силу — это Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Закон систематизирует правила организации и осуществления госконтроля и муниципального контроля, а также закрепляет новую систему и порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Основные изменения касаются выделения следующих видов контрольно-надзорных мероприятий: выездное обследование; контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейд; документарная проверка; выездная проверка (ч. 2 ст. 56 Закона о госконтроле).
Новая система контрольно-надзорных мероприятий установлена норма о запрете оценки контрольно-надзорными органами соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований иными способами, кроме как посредством контрольно-надзорных мероприятий, указанных в Законе о госконтроле (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле).
Виды контрольно-надзорных мероприятий, которые будут применяться с середины следующего года:
1) Контрольная закупка представляет собой совершение инспектором действий по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции, выполнении работ, оказании услуг потребителям;
2) Мониторинговая закупка — это совершение инспектором действий по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции, результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции, результатов работ, услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству;
3) Выборочный контроль — отбор проб, образцов продукции для подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству, проводимый по месту хранения или реализации контролируемыми лицами продукции;
4) Инспекционный визит — взаимодействие с конкретным контролируемым лицом или владельцем производственного объекта;
5) Рейдовый осмотр — оценка соблюдения обязательных требований по использованию объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории;
6) Документарная проверка — проверка сведений, содержащихся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанных с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного органа;
7) Выездная проверка — взаимодействие с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и использующим их, с целью оценки соблюдения им обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного орган;
8) Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного органа
9) Выездное обследование — обследование, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Закон о госконтроле ограничивает проведение в ходе контрольно-надзорного мероприятия контрольно-надзорных действий. Их перечень является исчерпывающим и включает в себя: осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб или образцов, инструментальное обследование, испытание, экспертизу, эксперимент.
Ключевые изменения.
1. В рамках нового правового регулирования появилась возможность использования средств дистанционного взаимодействия, включая аудио- или видеосвязь.
2. При проведении некоторых мероприятий и возможность привлечения Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо регионального бизнес-омбудсмена к участию в проведении контрольно-надзорных мероприятий.
3. Закон о госконтроле определил ответственность за уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению, а также ввел прямой запрет на превышение инспекторами установленных сроков проведения контрольно-надзорных мероприятий, что поможет избежать затягивания проведения контрольного процесса.
4. Еще одним нововведением является механизм досудебного обжалования решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий и установление необходимости согласования с органами прокуратуры всех внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в случае неприменения системы оценки и управления рисками при осуществлении конкретного вида муниципального контроля.