Техническое задание – это описание объекта госзакупки. Документ должен содержать подробные характеристики товара. Законом о контрактной системе установлены определенные правила для формирования техзадания. Нарушение требований по составлению закупочной документации влечет наложение штрафа до 50 тыс.руб.
Подготовка технического задания при наличии позиции в КТРУ. Дополнительные параметры
С целью недопущения ограничения конкуренции и унифицирования техзаданий, Минфином разработан КТРУ — каталог, содержащий наименования товаров, работ, услуг, их характеристики и описания. Его электронная версия размещена на портале ЕИС.
Правила работы с каталогом:
- при описании объекта требуется указывать наименования продукции и единицы измерения в соответствии с КТРУ;
- в описании должны быть указаны все обязательные характеристики. Включение необязательных параметров является правом заказчика;
- запрещено менять по инициативе заказчика наименование, свойства, единицы измерения, функционал продукции или услуг, включенных в каталог, даже при имеющемся обосновании;
- если заказчику подходит несколько объектов по каталогу, он вправе выбрать любой;
- КТРУ систематически обновляется. Для каждой новой закупки необходимо актуализировать информацию;
- товары могут быть включены в один лот. Важно, чтобы это не послужило поводом к ограничению участников закупки;
- при описании объекта можно указывать дополнительные характеристики. Каждый такой пункт должен быть отдельно обоснован. Формальный подход не допустим. Описание строится аргументированно и подробно. Определенной формы для составления дополнительных характеристик не существует.
Подготовка ТЗ, если подходящей позиции в каталоге нет
При отсутствии необходимой позиции в КТРУ следует руководствоваться правилами, закрепленными в ст. 33 Закона о контрактной системе.
Так, УФАС по Вологодской области рассмотрена жалоба участника закупки. Заявитель ссылался на то, что заказчик не использовал КТРУ при формировании техзадания для контракта по 44-ФЗ на поставку перевязочных средств. Антимонопольная служба нарушений не установила, указав, что в каталог не содержит данные, необходимые для описания продукции. Следовательно, характеристики объекта устанавливаются с учетом Закона о контрактной системе (решение от 24.01.2020 N 035/06/64-56/2020).
Основные правила формирования ТЗ без КТРУ:
- запрет на ограничение конкуренции. Среди характеристик не должно быть условий о товарных знаках, стране-производителе и т.п., а также дополнительных требований к продукции, влекущих сокращение числа участников закупочной процедуры. Указание на товарный знак возможно в случае применения формулировки “или эквивалент”;
- ТЗ должно содержать указание на ГОСТы, техрегламенты, СанПиНы. Если заказчик не руководствуется данными документами, значит он должен аргументированно обосновать использование иных показателей;
- заказчик вправе прилагать к ТЗ планы, чертежи, фотоснимки.
Ошибки при подготовке ТЗ
Распространенными нарушениями, влекущими привлечение к административной ответственности, являются:
- включение в лот разнородных товаров;
- сокращение сроков выполнения работ или поставки продукции;
- установление к объекту требований, характерных для определенного товарного знака;
- указание двусмысленных параметров продукции или неполной информации о свойствах товара.
УФАС по Владимирской области рассмотрена жалоба организации в связи с проведением электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги. Заявитель ссылался на отсутствие функциональных и технических характеристик. Антимонопольная служба признала жалобу обоснованной, указав, что ТЗ не объективно, не отражает условия работ, не позволяет установить результат, который должен быть достигнут при исполнении контракта. Указанное может привести к отказу хозяйствующего субъекта от участия в торгах ввиду неясности объекта закупки (решение от 14.03.2022 N 033/06/22-134/2022).
Выводы
Законом не установлен образец технического задания, нет требований к его форме и структуре. Однако, при подготовке данного документа нужно руководствоваться требованиями антимонопольного, бюджетного, гражданского законодательства.
Необъективное техзадание влечет получение нецелевых заявок, отказы поставщикам, жалобы в контролирующие органы. При вмешательстве ФАС возможно приостановление закупочной процедуры, ее отмена, наложение штрафных санкций.