Письма налогового органа с требованием дать пояснения, предоставить документы,
или явиться в налоговую, не всегда являются правомерными.
Налоговая инспекция нарушает предоставленные законом полномочия при направлении требований.
Какие требования от ФНС являются неправомерными, как правильно ответить на
требование, когда и какую информацию и документы лучше предоставить, чтобы
сократить риски проведения выездной налоговой проверки или доначисления налоговых
платежей.
Виды налоговых требований
Право ФНС истребовать у налогоплательщика документы и информацию
закреплено статьями 88, 93, 93.1 НК РФ. На практике можно выделить несколько видов
требований от ФНС.
- О предоставление пояснений. Например, если имеются расхождения с данными
по декларации и сведениями по выписке банка. - Истребование документов.
Закон не содержит, определенного перечня документов, который может быть
истребован ФНС. Следовательно, это могут быть любые письменные сведения и в любом
объеме, но только по вопросам расчета и уплаты налогов в рамках данной проверки. - Вызов налогоплательщика для устных пояснений.
Согласно статье 31 НК РФ вызов возможен по вопросам наличия задолженности
вследствие неуплаты налогов и в других случаях, установленных законодательством. - Об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней или штрафа.
Направляется если имеется непогашенная задолженность по оплате налогов, пеней,
штрафов. - Запрос сведений и документов по сделке с контрагентом при встречной
проверке.
Какие требования от ФНС являются неправомерными?
Наиболее часто злоупотребление правами со стороны налогового органа можно
встретить при проведении проверок. Перечислим самые распространённые из них:
- Несоблюдение порядка запроса информации о контрагенте и выход за пределы
оснований проверки, указанных в поручении налоговой службы по месту регистрации
данного юрлица (нарушение ст. 93.1 НК РФ). - Запрос первичной бухгалтерской документации, если налоговая декларация не
содержит ошибок и противоречий (нарушение ст. 26.2, п. 7 ст. 88 НК РФ). - Запрос неопределенного объема сведений и информации при выездной проверке
(нарушение ст. 93 НК РФ). - Вмешательство во внутреннюю хозяйственную деятельность предприятия
(например, вывод о возможных источниках средств на приобретение основных средства и
имущества).
Порядок и сроки предоставления ответа на требование от ФНС

На любые письменные требования ФНС нужно ответить в сроки, установленные в
НК РФ или самом письме контроллера:
5 рабочих дн. – при встречной проверке;
10 рабочих дн. – запрос документов при выездных или камеральных процедурах;
20 календарных дн. – камеральная проверка НДС по ставке 0;
30 календарных дн. – при контроле отношений между взаимозависимыми
субъектами.
Срок начинает исчисляться со дня получения запроса: в ЛК налогоплательщика –
со дня получения, по ТКО – со дня формирования квитанции о приеме, почтовым
отправлением – на 6-й рабочий день от даты отправки по почтовому щтампу.
Строгой формы пояснений нет, они пишутся в произвольной форме. Способ
направления — в электронном или бумажном формате.
Исключение – уведомление по выявленным ошибкам или несоответствиям в
декларации по НДС, если организация должна ее сдавать в электронном виде.
Здесь ответ нужно направить только в электронном виде и по заранее утвержденной форме.
Возможно ли продление сроков предоставления ответа на требование?
Если запрошен слишком большой перечень сведений и предприниматель понимает,
что к заявленной дате не успеет их направить, тогда ему письменно нужно обратиться с
просьбой о продлении срока.
Данная просьба оформляется в виде уведомления о невозможности предоставить
документы в установленный период.
Такое уведомление необходимо направить в течение последующего рабочего дня
за днем получения требования организацией. В уведомлении необходимо указать причину
задержки и планируемый срок их предоставления.
В течение 2-х рабочих дней инспекция направит уведомление о согласовании
продления срока либо отказ.
Последствия игнорирования налоговых запросов от ФНС
Статьи 114, 126, 129.1 НК РФ перечисляют возможные санкции за игнорирование
запросов ФНС в рамках проведения контрольных мероприятий или нарушение сроков их
исполнения. Такое бездействие будет считаться правонарушением.
Штрафы предусмотрены в размере 200 рублей — за каждый документ, 400 рублей
–при повторном правонарушении в течение последних 12 месяцев, от 300 до 500 рублей
на должностное лицо (директора и главбуха) при наличии судебного акта.
За отказ от дачи пояснений или информации (ст. 129 НК РФ)– 5000 рублей, при
повторном нарушении – 20 000 рублей, а если не предоставлены пояснения по
контрагенту – 10 000 руб.
Кроме того, не направив ответное письмо существует высокая вероятность
инициирования ИФНС контрольных процедур в отношении самой организации
Как отвечать на неправомерные требования
В некоторых ситуациях, налогоплательщику выгодно ответить на требование ФНС,
даже если оно неправомерно. Например, если требование проводится в рамках встречной
проверки вашего контрагента, в котором вы заинтересованы. Отсутствие такого ответа,
может навредить вашему контрагенту.
В тех случаях, когда вы считаете полученное требование ФНС незаконным, лучше
всего направить ответ на такое требование. В ответе, вы можете указать на незаконность
требования. А также дать пояснения, по каким именно основаниям, вы считаете
требование незаконным, на основании каких норм налогового законодательства.